Значение гипсовой лепнины в мировой истории и художественном искусстве

Значение гипсовой лепнины в мировой истории и художественном искусстве
Задать вопрос
Хотите узнать больше об услуге? — Спросите нас! 

Во все времена люди стремились украсить свое жилище снаружи и внутри. Использование фасадной лепнины дает возможность придать уникальные черты зданиям со стандартными фасадами и интерьерами.

Гипсовая лепнина от Древнего Египта до наших дней

Древний Египет - получение гипсового порошка для лепки

Украшать дома резными рельефами из природного гипса начали в Древнем Египте. Разнообразить, сделать формы более изящными, помогло изобретение способа лепки изделий из гипсового порошка, полученного после обжига минерала, в смеси с водой.

Расцвет лепнины пришелся на времена Нового царства в правление фараонов Тутанхамона, Тутмоса, царицы Хатшепсут. Дворцы и храмы украшали декоративной лепниной в виде порталов дверей, наличников окон, орнаментов из листьев, цветов на оголовках колонн.

Древняя Греция - создание ордерной системы

Стоечно-балочную систему в Древней Греции трансформировали в ордер - гармоничное сочетание опорных конструкций и декоративных элементов. Дорический ордер имел скромный декор, капитель колонны украшало закругление эхина, фриз - чередование треугольных выступов триглифов со скульптурными барельефами метоп.

Более изящный ионический ордер отличался количеством декоративных элементов - капитель украшали волюты, колонну завершали ионики, абака также была декорирована орнаментом. Скульптурные композиции - барельефы или горельефы украшали метопы и фронтон сооружения.

Наибольшая декоративность присуща коринфскому ордеру. Здесь ионические волюты капители дополнены орнаментом из резных листьев аканта. Коринфская ордерная система возникла позднее остальных, считается, что ее создал скульптор Каллимах.


лепнина древняя греция
лепнина древняя греция

Фасадный декор из гипса, лепные изделия в интерьере окрашивали краской, на них наносилась позолота, метопы вместо барельефов украшала роспись.

Древний Рим - продолжение традиций, дорого и богато

Древние римляне переняли ордерную систему, усовершенствовав ее. Ордер упростили, лишили декора, каннелюр на колоннах, получив тосканский ордер. Ионический ордер соединили с коринфским, скрестив волюты одного и листья аконита второго, создав композитный ордер.

Фасадный декор из гипса Древнего Рима отличался помпезностью, коринфский ордер стал особенно популярным. Гипсовый декор в виде арок, цветочных гирлянд, пилястр, розеток украшал дома знати, говоря о высоком положении, финансовой состоятельности владельцев.

Готика - стремление ввысь

С падением Древнего Рима Европа погрузилась во мрак, многие достижения античности были утрачены. Господствовавший романский стиль демонстрировал брутальность и минимум отделки.

Вновь появился интерес к декору с переходом к готике. Лучшие образцы этого периода - Вестминстерское Аббатство в Лондоне, соборы Милана, Вены, Реймса, Кёльна.

Устремленная вверх архитектура дополнялась декором из цветов и листьев, арками, розетками с ажурной проработкой деталей.

Ренессанс - возрождение античных традиций

Мастера Ренессанса следовали античным традициям, впервые вместо камня они использовали гипсо-цементные составы, а лепнина превратилась в основу декора интерьеров. Образцами стали сохранившиеся примеры античной лепнины, которые было легко копировать и тиражировать гипсовым раствором.

Шедевры архитектуры Высокого Возрождения демонстрируют расцвет гипсового декора.

Барокко - аскетизм сменяет вычурность

Спаренные полуколонны, прихотливо изогнутые линии фронтона, разорванные карнизы, колонны, лишенные конструктивного смысла - черты нового стиля сменили античный аскетизм. Букеты, гирлянды, картуши, фризы с растительным или геометрическим орнаментом, медальоны и модульоны - все эти элементы в обилии использовались во дворцах и храмах по всей Европе, Латинской Америке.

Можно упрекать барокко в вычурности и напыщенности, но в реальности стиль оказался предшественником вакханалии украшательства рококо.

Рококо - пиршество декора

Помпезное барокко превратилось в еще более вычурный стиль, сдобренный манерностью и куртуазностью - рококо. Забыта симметрия, прямые линии, ясность и логика конструктивной схемы.

Рококо (от рокайль - раковина) связан в основном с интерьерами, мало проявлен в архитектуре. Алогичность - визитная каточка стиля, возникшего во Франции, популярного в Баварии и России. Недолгая популярность объясняется тем, что манерность и излишество декоративных элементов быстро пресытила заказчиков.

Классицизм и ампир - очередной возврат к античности

На смену вакханалии рококо пришла античная простота, симметрия и строгость. На первый план выходит ордерная система и благородный лаконизм. Гипсовая лепнина используется в умеренных количествах. Новый стиль превратил крупнейшие города мира в музеи классицизма.

Пришедший на смену классицизму ампир - выражение устойчивости и неизменности традиций после потрясений Наполеоновских войн, чуть добавил количества гипсового декора и изящества линиям, военной тематики модным мотивам.


лепнина классицизм и ампир
лепнина классицизм и ампир

Модерн - торжество природных линий

Недолгая популярность эклектики, сменившей ампир, принесла в архитектуру подражание готическим, ренессансным античным и древнеегипетским образцам, а затем сменилась модерном.

Югендстиль, артнуво, сецессион, либерти, тиффани - разные названия одного стиля, господствовавшего в архитектуре и дизайне на рубеже 19-20 веков. Гауди и Орта, Шехтель и Салливан - немногие из архитекторов модерна, в творчестве которых гипсовые изделия приобретали текучие и гармоничные природные формы.

Гипс в архитектуре после модерна

Анализируя смену стилей, видишь закономерность - логичные формы с умеренным декором сменяют более декоративные направления. Модерн утратил свое влияние и популярность с началом 1 Мировой войны. Потрясения революции привели к очередной смене стилей - на арену вышел конструктивизм, отрицавший украшательство.

На смену конструктивизму пришел сталинский ампир, украсивший города, разрушенные в Великой Отечественной войне монументальными зданиями, богато украшенными гипсовой лепниной.


лепнина сталинский ампир
лепнина сталинский ампир

Волнообразная смена стилей в очередной раз вывела на гребень популярности эклектику - нет единого направления в архитектуре. Актуальны классика, ампир и модерн в современном прочтении, есть почитатели лофта, хай тек и техно, но для любого из стилей гипсовая лепнина - наиболее часто встречающийся декор, красивый, долговечный и экологичный, доступной широким слоям населения стоимости.


Заказать услугу
Оформите заявку на сайте. Наш менеджер свяжется с вами для уточнения деталей.